Быт в Западных Землях
Оглавление:
Вера
Брак, половые нормы
Примечательные люди и роды деятельности
Образование и наука
Языки и письменность
Выражения, ругань
Меры, денежное обращение
Вооружение
Колесо Времени: Пути Узора |
|
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Колесо Времени: Пути Узора » Библиотека » Быт в Западных Землях
Быт в Западных Землях
Оглавление:
Вера
Брак, половые нормы
Примечательные люди и роды деятельности
Образование и наука
Языки и письменность
Выражения, ругань
Меры, денежное обращение
Вооружение
Вера
Свет
«Темный и все его Отрекшиеся запечатаны в Шайол Гуле, за Великим Запустением, запечатаны Создателем в момент Творения, запечатаны до конца времени. Рука Создателя оберегает мир, и Свет сияет на нас всех.»
Катехизис идущих в Свете
Абсолютное большинство населения Западных Земель в той или иной степени посвящает свою жизнь служению Свету. Свет - сила добра в мире, исходящая от Создателя. Однако, Свет и Создатель - разные понятия, хоть и взаимосвязанные. Светом воспринимается все те понятия и действия, которые направлены на добро и порядок.
Многие теологи и философы считают, что Создатель в момент Творения заключил Темного в его узилище вне Узора и сотворил Колесо Времени, после этого он покинул мир, отказываясь вмешиваться в дела смертных и предоставив их полностью самим себе. Тем не менее, большинство людей молятся, уверенные в том, что Создатель оберегает верных людей, которые живут в Свете.
В целом, жители Западных Земель полагают, что Создатель хочет гармоничного развития мира, закономерности и порядка - то есть все то, что противоречит целям Тени. Одно из имен Темного, Отец Лжи, ясно показывает отношение некоторых членов общества к обману и недобросовестности. Точные взгляды на добродетель и качества, угодные Создателю, различаются от страны к стране, но почти все согласны с тем, что верность Свету подразумевает порядочность, следование социальной иерархии и выполнение собственного долга перед семьей, страной и, собственно, против Тени.
Люди молятся Создателю за помощь, за избавление от боли, смерти, болезней, за хороший урожай и погоду. Итогом жизни для таких людей является возрождение в Свете, чтобы их души, воплотившись в новых телах, вновь служили Свету.
Тень
После появления Отверстия в Эпоху Легенд, в мир просочилась злая сущность Темного, который совратил в мир, дал начало Запустению и Отродьям Тени, и хочет уничтожить Колесо Времени. Люди верят в существования Темного так же сильно, как и в Создателя, и результаты его влияния на мир можно легко узреть в Великом Запустении.
Тенью называют саму сущность Темного, его стремление к разрушению, хаосу и беспорядку. Темный - олицетворение парадокса и хаоса, разрушитель разума, логики, баланса и порядка. Большинство людей считают, что Темный стремиться вырваться из узилища, в котором его запечатал Создатель в момент Творения, после чего он собирается уничтожить Колесо Времени, тем самым уничтожив Творение и одержав победу над Создателем. Приспешники Тени, с другой стороны, верят, что Темный стремиться не просто уничтожить Колесо Времени или, как они это называют, «задушить Великого Змея», но и после этого создать новый мир, где его верные слуги будут править вечно.
Считается, что главная сила Темного заключается в смерти, из-за чего Приспешники называют его Повелителем Могилы. Отец Лжи черпает мощь от смерти и разрушений, однако считается, что те, кто идут в Свете, защищены в смерти рукой Создателя. Те же, кто поклялся служить Тени, отдают душу Темному, тем самым теряя возможность перерождаться в Узоре. У Приспешников Тени, конечно же, несколько иные взгляды на смерть и считают, что Темный не только способен защитить их от смерти, но и делает это для самых верных его служителей.
Говорят, что никто не шел в Тени так долго, чтобы его нельзя была вернуть на путь Света. Однако, при этом, даже раскаявшегося и признавшегося в своих деяниях Приспешника Тени ждет смертная казнь.
Убеждения и суеверия
- Называть истинное имя Темного, Шайи'тан, запрещено. Те, кто идут в Свете, считают, что назвав его имя, они привлекут к себе его внимание и будут лишены удачи. Приспешники Тени считают это богохульством, вместо этого называя его Великим Повелителем Тьмы. Люди опасаются не просто произносить его имя вслух, но даже думать о нем.
- Вороны, крысы, и прочие падальщики считаются шпионами Тени. В Порубежье назначена награда за каждого убитого ворона, а в Белой Башне поставлены множество плетений, которые отпугивают крыс.
- Матери часто пугают непослушных детей именами Отрекшихся, которые якобы придут за ними, если те продолжат плохо себя вести.
- Большинство людей не понимают разницы между мужчинами-Айз Седай, которые устроили Разлом, и женщинами, посему нынешних Айз Седай часто обвиняют в Разломе Мира.
- Возрождения Дракона, который должен в конце Эпохи сразить Темного, одновременно ждут, так как он принесет победу силам Света, и боятся, так как пророчества гласят о том, что вместе с поражением Темного он принесет с собой новый Разлом. Многие настолько напуганы им, что даже путают Дракона с Темным.
- Многие не знают, что Дракон пытался запечатать Отверстие и полагают, что он пытался освободить Темного.
- В Андоре есть поговорка, что когда идет дождь в солнечную погоду, Темный избивает Семираг.
- Считается, что петушиный крик среди ночи предзнаменует чью-то скорую кончину.
Символика
Клык Дракона - стилизованная черная капля острием вниз. Один из самых известных и «злых» символов в мире. В Эпоху Легенд этот знак был частью символа Айз Седай и обозначал мужскую половину Единой Силы. После появления порчи и Разлома Мира символ утратил свое первоначальное значение, и теперь ассоциируется со злом и крайним невезением. Его часто рисуют на дверях тех, кого обвиняют в поклонении Тени, либо как очень сильное проклятие.
Великий Змей - змей, кусающего себя за хвост. Пожалуй, самый древний символ мира, древнее даже символа Колеса Времени. Великий Змей символизирует время, и в особенности её цикличность, которая в Западных Землях воспринимается как данность. Принятые и Айз Седай Белой Башни носят кольцо в форме Великого Змея.
Брак и половые нормы
Брак
Брак является одним из важнейших элементов жизни в Западных Землях. Конечно, точные традиции и обычаи, окружающие период ухаживания, помолвку, и брак, существенно отличаются в разных культурах, но есть общие положения, которые отслеживаются всюду.
В целом, ожидается, что молодые пары вступят в брак как можно раньше. Это особенно видно среди знати: представители благородных Домов чаще всего бывают помолвлены задолго до того, как полностью осознают, что такое брак. Брачные соглашения между разными Домами заключаются из соображений взаимной выгоды, повышения статуса Дома, или для закрепления союзов и альянсов.
Отдельное внимание в случае брачных соглашений среди знати надо уделить тому, кто становиться частью Дома супруга. Во всех странах, где статус благородного Дома имеет существенное значение, иными словами во всех странах, кроме стран Порубежья, существуют некоторые устои, по которым это определяют. Как правило, представитель малого Дома, вступая в брак с представителем Дома выше статусом, берет фамилию супруга и становится частью его или её Дома. В том случае, если статусы Домов примерно равны, или малый Дом в таком положении, что Дому выше статусом приходится идти на уступки, принадлежность супругов определяется соглашением между Домами. Верховные Престолы разных Домов почти никогда не вступают в брак друг с другом, кроме как при намерении объединить Дома.
Стоит заметить, что браки между знатью и простолюдинами практически не заключаются. Самое большое исключение - Андор, в котором подобные браки случаются достаточно часто, чтобы они считались нормальными. Из истории известны даже такие случаи, где королева выходила замуж за простолюдина.
В простонародье, особенно в сельских общинах, чаще встречается брак по любви. Сватаньем обычно занимается Круг Женщин. От молодых людей ожидается, что они воздержатся от ухаживания и флирта до того возраста, когда они будут считаться достаточно взрослыми (18-20 лет). Часто молодым парам не позволяют жениться в течение года после помолвки, чтобы Круг был убежден, что после брака не возникнет серьезных проблем.
Развод во всех странах случается очень редко и обычно является серьезным пятном на репутациях, как мужа, так и жены. В сельских общинах Круг Женщин вероятно ни за что не согласится расторгнуть брак, разве что при очень серьезных обстоятельствах.
Половые отношения
Как и брачные традиции и обычаи, отношение к сексу существенно различаются по странам, однако в данном случае гораздо легче отследить некоторые региональные сходства. В частности, народы юга и юго-запада непредубежденнее в данном случае. Конечно, исключения бывают во всех случаях, и при этом есть большая разница между жителями деревень и городов - первые обычно гораздо более сдержанные.
Майенцы, тарабонцы, доманийцы, и салдэйцы весьма спокойно относятся к перспективе половых отношений до заключения брака, даже при непродолжительных отношениях. Многие молодые люди из этих стран заводят себе любовника или любовницу, и даже не одну. Алтарцы идут даже дальше - жители этой страны не просто принимают это, но даже признают «право» иметь молодого и красивого любовника или любовницу до брака. Большинство алтарцев, особенно в столице, не раз дрались на дуэли из-за нынешних или потенциальных возлюбленных.
В народах центральных регионов континента, с другой стороны, отношение к сексу гораздо более сдержанное. Андорцы, гэалданцы, амадийцы, и в особенности кайриэнцы часто считаются излишне ханжескими. Они редко говорят на такие темы, и весьма косо смотрят на любовные отношения до свадьбы. В сельских общинах Круг Женщин, вероятно, накажет молодую пару, если обнаружат, что они вступали в сексуальный контакт до брака. Чувство долга нередко заставляет парней сразу предложить девушке руку и сердце, если он с ней переспал.
В странах Порубежья несколько разнящиеся взгляды на эту тему. С одной стороны, салдэйские девушки известны за свою прямолинейность и нередко прямо говорят мужчине, что он ей нравится, и не считают брак обязательной предпосылкой для половых отношений. С другой стороны, шайнарцы, кандорцы и арафельцы очень серьезно относятся к своему долгу, поэтому, подобно андорцам, предпочитают воздержаться от подобных отношений до свадьбы, мужчины же считают своим долгом взять в жены ту, с кем им довелось переспать до заключения свадьбы. Очень важное исключение здесь - малкири. Молодые женщины, согласно традиции, выбирают себе первого любовника, а в случае молодых мужчин - выбирают их. Зачастую юношу выбирает более опытная женщина, которая впоследствии «обучает» его.
Что же касается однополых отношений, то они в Западных Землях есть, и отношение к этому явлению у жителей мира очень спокойное. Часто подобные отношения завязываются между лучшими друзьями и подругами. В Белой Башне, например, подобного рода отношения часто встречаются среди послушниц, у которых максимально ограничен контакт с мужчинами, и даже Принятых. В Башне подобного рода отношения называют «подругами по ложу», но в иных местах название будет другим.
В целом, никто не возбраняет однополые отношения, и зачастую они считаются вполне естественным исходом результатом дружбы между мужчинами или женщинами. Однако браки между людьми одного пола никогда не заключаются, и родители мужчины или женщины будут ожидать, что сын или дочь заключит брак, дабы продолжить род, в любом случае, несмотря на то, были ли у него или у неё любовные отношения с представителями его или её пола в прошлом.
Явление однополой любви не встречается среди огир, и не слишком часто встречается в Порубежных Землях, не смотря на то, что северяне, подобно другим народам Западных Земель, спокойно воспринимают данное явление.
Примечательные люди и роды деятельности
Мудрые/Мудрые Женщины/Предсказательницы/Матери
Это женщины, которых можно найти в почти всех государствах Западных Земель, которые занимаются врачеванием и зачастую имеют большой авторитет. В разных странах их называют по-разному: Мудрая (во многих регионах Андора), Мать (в Кэймлине, Гэалдане, Алтаре, Тире), Предсказательница (в Кайриэне), Мудрая Женщина (в Эбу Даре, Тире, Амадиции).
Как бы их не называли, почти везде эти женщины имеют похожие занятия. В первую очередь они - целительницы, которые полагаются на разного рода травяные настои, мази, и лучше всех остальных разбираются в целебных травах. Каждая Мудрая должна очень хорошо разбираться в заболеваниях и методах их исцеления. Именно это первое, чему учит их наставница. В деревнях почти всегда есть небольшая лечебница, где работает Мудрая.
[float=left][/float]Помимо этого, люди ждут, что Мудрая будет обладать еще некоторыми талантами. Первое, это способность предсказывать погоду: в деревнях центральных и восточных государств это называют «Прислушиванием к Ветру». Зачастую Мудрые учатся предсказывать изменения в погоде, наблюдая за поводками насекомых и птиц, но некоторые и правда обладают соответствующим Талантом, являясь дичками, но сами об этом не подозревая. В крупных городах же люди зачастую полагают, что Мудрые умеют гадать и предсказывать будущее. Исключение из этого - Тир, так как там подобное может восприниматься как знак того, что женщина умеет направлять, что может привести к изгнанию.
Роли этих женщин в деревнях и городах заметно различаются. В деревнях они зачастую имеют огромный авторитет, и чаще всего стоят во главе Круга Женщин, если он есть. В подобных случаях она имеет чуть ли не столько же власти, сколько мэр, а в некоторых случаях даже больше. Прислушиваясь к Ветру, Мудрая должна определять, когда следует посадить сельскохозяйственные культуры, когда собирать урожай, когда самое благоприятное время для свадеб и т.д. Именно Мудрая заключает браки.
В городах, с другой стороны, Мудрые работают самостоятельно, часто открывая небольшие лавки, где можно купить их целительные снадобья и мази. Такую лавку несложно найти, так как женщины часто украшают окна разными травами, демонстрируя свое занятие. Отдельно надо отметить эбударских Мудрых Женщин: все из них состоят в Родне, тайной организации женщин, которым пришлось покинуть Башню по тем или иным причинам, так и не получив шаль. Члены Родни носят красные пояса, по которым их легко узнать в столице Алтары, и они обязаны прослужить там десять лет, прежде чем покинуть город.
Мудрые очень редко выходят замуж, и также редко занимаются врачеванием вдали от места своего рождения. Они обязаны как можно скорее взять в ученицы местную девушку, наиболее подходящую для становления Мудрой. Мудрыми редко становятся до возраста двадцати пяти лет, а в некоторых местах - до тридцати.
Мастера Клинка
Воины, в совершенстве освоившие технику боя с мечом, могут добиться ранга Мастера Клинка. Это очень большая редкость - в Западных Землях можно найти от силы сто Мастеров Клинка, раскиданных по разным государствам. Такие люди обычно тренируются годами и даже десятками лет, чтобы добиться абсолютного мастерства.
Мастером Клинка можно стоять только двумя способами: сразившись в честном поединке с Мастером Клинка при свидетелях и убив его, или с единогласного согласия пяти Мастеров Клинка, которые оценили способности мужчины и посчитали, что он достоин звания. В таком случае воин получает право носить меч со знаком цапли.
Цапля является символом Мастеров Клинка. Некоторые мечи с подобным знаком сохранились с самой Эпохи Легенд, и были созданы с помощью Единой Силы, поэтому их почти невозможно сломать, а лезвие не нуждается в заточке. Однако таких мечей единицы, большинство же является работой лучших кузнецов. Знак цапли всегда выгравирован чуть выше гарды, на самом клинке, но некоторые мечи могут иметь знак и на эфесе.
Мечи Мастеров Клинка могут быть разных форм, в зависимости от их личных предпочтений и страны, из которой они родом, но истинный Мастер должен владеть любым мечом, так как именно он, а не меч, является настоящим оружием. Однако, большинство Мастеров Клинка все-таки предпочитают полуторные мечи с одним лезвием, с небольшим изгибом клинка, так как большинство мечей, созданных с использованием Единой Силы, имели именно такую форму.
Мастер Клинка может быть вызван на поединок любым желающим получить звание, и Мастер, как правило, не имеет права отказаться. Большинство людей ни за что не стали бы разгуливать с мечом со знаком цапли, не заработав право его носить, так как подобные мечи всегда привлекают внимание и желающих доказать свое мастерство, вызвав владельца меча на бой.
Часто Мастерами Клинка становятся представители знати, у которых гораздо больше возможностей и свободного времени для тренировок с мечом, чем у простонародья. Найти хорошего наставника довольно сложно, а хорошего наставника, который еще и согласился бы обучить за малую плату - почти невозможно. Мастера Клинка, которым меньше тридцати лет - огромная редкость.
Барды
Лучшие поэты и сказители становятся придворными бардами, служа богатым представителям общества, лордам или леди, или даже королям и королевам. Пост придворного барда является самым престижным для большинства поэтов, и они живут в большой роскоши и среди такой публики, которая по достоинству сможет оценить их старания.
Подобно менестрелям, барды могут быть, помимо поэтов и сказителей, еще и акробатами, жонглерами и фокусниками, тем самым развлекая своих покровителей и их гостей, но знать в первую очередь ценит именно их талант к Возвышенному Слогу. Рассказы на Возвышенном Слоге, хоть и по сюжету соответствуют тем же рассказам на Простом и Обыкновенном Слоге, зачастую содержать философские идеи, чувства и эмоции, не свойственные рассказам в более простом изложении. Эти рассказы зачастую очень длинные и детальные, поэтому их редко пересказывают на простой публике. Рассказы на Возвышенном Слоге обычно сопровождается музыкой, поэтому барды должны уметь мастерски играть на разных музыкальных инструментах: флейте, арфе, лютне и т.д. При этом, сам текст рассказа не поют, а пересказывают в форме поэмы, зачастую рифмующемся, но встречаются и рассказы в форме свободного стиха. Если же поют, то это обычно импровизированная версия исполнителя, и не записывается.
Барды редко соглашаются применять Простой Слог, и почти никогда - Обыкновенный, который вообще считается вульгарным и непригодным для настоящего искусства. Обыкновенный Слог, это тот стиль, в котором излагает свои мысли простонародье - язык слухов, простых рассказов и анекдотов.
Менестрели
Менестрели, хоть и похожи по занятию на бардов, ведут совсем иной образ жизни. Чаще всего это странствующие артисты, которые путешествуют преимущественно по деревням, иногда и по городам, изредка появляясь даже в таких изолированных местах, как холмы Кинтары или Двуречье в Андоре. Они считаются лучшими рассказчиками, но помимо этого могут развлекать народ в качестве акробатов, жонглеров или фокусников. Большинство менестрелей умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте: чаще всего это флейта, но более искусные играют и на арфе.
[float=right][/float]Менестреля всюду можно узнать по плащу с нашитыми разноцветными заплатами. Они нередко тренируются с метательными ножами: как для трюков, так и для самозащиты. Появление менестреля обычно большое событие, особенно в глухих краях, и всегда привлекает большую публику. Любой уважающий себя трактирщик предоставит менестрелю горячий ужин, мягкую постель и немного платы за всех тех клиентов, которых менестрели привлекают одним своим присутствием. Иногда деревни специально нанимают их, чтобы они развлекали народ во время какого-нибудь крупного праздника. Они пользуются особым уважением в Иллиане, где нередко устраиваются соревнования на звание лучшего рассказчика «Великой Охоты за Рогом», одного из самых известных и любимых рассказов, который должен знать каждый менестрель, и крупный денежный приз. Они настолько популярны, что даже Морской Народ готов заплатить большие суммы, чтобы менестрель некоторое время оставался у них на борту корабля.
Как и барды, менестрели нередко владеют всеми тремя стилями изложения, но предпочитают Простой Слог, как раз предназначенный для представлений перед простым народом. Это самый часто встречающийся Слог, и тексты на нем специально написаны так, чтобы как можно глубже затянуть слушателей в рассказ, с самыми захватывающими образами. Рассказы Простого Слога должны запоминаться наизусть, без особых вариаций в тоне, скорости и ритме изложения, дабы менестрель вызывал в слушателях именно те образы и ассоциации, которые были задуманы. Подобные рассказы обычно гораздо короче их вариантов на Возвышенном Слоге, поэтому он идеален для публики, у которой слишком много дел и мало времени.
Ловцы воров
Людей, которые занимаются отловом заявленных преступников, которым удалось избежать правосудия, называют ловцами воров. Хоть в основном они выслеживают и ловят воров, контрабандистов и прочих мелких (или не очень) преступников, иногда им может быть поручен отлов серьезных нарушителей правопорядка, как например убийц.
Ловцы воров зачастую служат тому или иному лорду или леди, но некоторые из них могут принимать задания от любого, кто способен заплатить. Однако они ни в коем случае не являются наемными убийцами - цель ловца воров - найти, обезоружить и взять преступника под стражу, избегая убийств. Именно поэтому почти все ловцы воров используют в качестве оружия мечеловы, которым, при должном мастерстве, можно обезоружить противника.
Ловцов воров очень редко можно найти за пределами крупных городов, и только если в иные края их привел след преступника, которого ему поручили отыскать. В некоторых городах, например в Тире, существуют гильдии или братства ловцов воров, которые регулируют их активность и следят за тем, чтобы они не требовали слишком большое вознаграждение за свои услуги.
Образование и наука
Образование
В первую очередь следует отметить, что в Западных Землях есть печатные станки, хоть и не очень хорошие – они остались с самой Эпохи Легенд. Посему книги достаточно доступны, особенно для городских жителей. В деревнях их получить труднее, и одна полка, полная книг, в таком месте будет считаться целой библиотекой.
Читать умеют многие. Родители зачастую сами занимаются начальным образованием своих детей, уча их читать, писать и считать. Обычно передаются все те навыки, которые могут пригодиться ребенку, когда он возьмет в свои руки семейное дело. Совершенно неграмотные люди встречаются редко, что, впрочем, не означает, что каждый житель Западных Земель читает и пишет идеально.
У знати, само собой, гораздо больше возможностей получить полноценное образование, которое будет включать в себя знания о географии, истории, быте, обычаях и законах разных (в основном соседних) стран. Аристократы, предположительно, должны владеть и Древним Наречием, но на деле знают они от силы с десяток фраз – достаточно, чтобы кого-то впечатлить, но не более. Домашние учителя – удовольствие крайне дорогое, но достаточно богатые аристократы обычно нанимают учителей для своих отпрысков. Подобным учителям очень хорошо платят представители Морского Народа, с тем условием, что он согласиться провести на борту их корабля как минимум год. Надо отметить, что плата хоть и очень высокая, но среди Ата’ан Миэйр учителя имеют очень низкий статус, и зачастую они терпят весьма пренебрежительное отношение к себе.
Родители в сельских общинах почти всегда дают детям (как мальчикам, так и девочкам) хотя бы базовые знания об охоте и выживания в дикой местности. При достижении определенного возраста (в зависимости ос страны) дети становятся подмастерьями человека желаемой профессии из той же деревни, реже – соседней.
Знатные родители сами занимаются образованием своих детей в плане управления поместьем и прилегающими землями, дипломатии и придворных интриг. Иногда их также учат владению оружием (юношей, иногда и девушек), нанимая для того мастеров, либо же лично, если есть время и нужные навыки.
Наука
Научная мысль не так развита, хоть и есть некоторые достижения. Однако, стоит отметить, что эти достижения обычно держаться в строжайшем секрете внутри той организации, которая и совершила открытие.
Гильдия Иллюминаторов обнаружила черный порошок, который является основным ингредиентом их фейерверков. Иллюминаторы крайне ревностно хранят секрет изготовления фейерверков, посему любой член Гильдии, нынешний или бывший, который осмелиться заниматься ремеслом самостоятельно, или тем более продавать секрет фейерверков, будет с большой вероятностью убит.
Длань Света достигла некоторых успехов в области алхимии. Желая бороться с Единой Силой, кой командуют ведьмы Тар Валона, исключительно природными средствами, они проводят достаточно глубокие исследования в этой сфере. Вопрошающим известно довольно много природных кислот, и вполне способны производит их сами. Они также умеют изготавливать разные смеси, способные достичь нужный для них эффект.
Жители мира почти не имеют представления об арифметике, за исключением базовых её применений. Этой наукой в основном занимаются Айз Седай из Белой Айя. Впрочем, популярностью арифметика в Белой Башне тоже не пользуется, как минимум из-за того, что Белая Айя является самой малочисленной. Арифметике посвящен девятый депозитарий в Библиотеке Белой Башни – этот депозитарий является и самым маленьким из двенадцати.
Некоторые Коричневые сестры занимаются исследованиями законов и принципов физического аспекта мира. В этом плане тоже есть достаточно важные, хоть и не слишком известные или популярные достижения. В научных трактатах, которые хранятся в Библиотеке Башни, содержится довольно много исследований в области механики, движения в жидкостях и оптики.
Говоря об оптике, следует упомянуть, что ремесленники Западных Земель уже довольно-таки мастерски изготовляют стекло и зеркала (в этом плане особенно преуспели кайриэнцы и иллианцы). Увеличивающие изображение линзы используются в зрительных трубах, которые, однако, редки и крайне ценятся.
Медицина
Врачеванием в Западных Землях в основном занимаются женщины. В зависимости от страны или её региона, подобные женщины могут называться Мудрыми, Матерями, Предсказательницами или простыми знахарками. В деревнях обычно есть небольшая лечебница, где держат страдающих от какой-нибудь заразной болезни людей, там же и работают Мудрые. Если человек заболел, то Мудрая скорее пойдет к нему в дом, а не наоборот. Мудрые очень хорошо разбираются в целебных травах, которые являются их основным инструментом в борьбе с недугами. В городах они открывают лавки, где продают целебные травы, мази, настои, припарки и прочие средства. Они же и принимают роды.
Редко врачеванием занимаются мужчины. В основном это происходит в Муранди. Причина тому лежит в присутствии Белоплащников. Так как слишком успешное и быстрое исцеление может заработать женщине клеймо ведьмы, они предпочитают держаться от подобных дел подальше.
Конечно же, в искусстве исцеления никто не сравниться с Айз Седай из числа Желтых. Белая Башня принимает любого, кто ищет Исцеления, и не требует взамен плату (впрочем, многие предпочитают являться в Башню с каким-нибудь подарком, дабы не быть в долгу у Айз Седай). Тяжело больных, если они могут пережить путешествие, часто везут именно в Тар Валон. Впрочем, Желтых можно встретить и за пределами этого города, и по обычаю они не имеют права отказать в Исцелении. Главное, что надо помнить: это крайнее средство, так как большинство людей относятся к Айз Седай неприязненно, а Единой Силы откровенно боится.
Андилей – небольшое растение, встречающееся повсеместно. Чай из андилейного корня – лучшее средство от усталости. Снимает боль в утомленных мышцах, и от него яснее в голове.
Ацема – небольшое лиственное дерево, с овальными листьями и цветками насыщенного желтого и красно-оранжевого цвета. Цветет в середине осени, встречается в основном ближе к побережью. Отвар из стеблей ацемы, вместе с ивовой корой, используется против отеков и воспаления. Отвар из ацемы и жарогона также используется против белой трясучки (симптомы: сильный кашель, бледность, жар, потеря веса).
Багряный терн – вполне обычное на вид лиственное растение с красными терньями, от чего и берет название. Его корень белый и сладкий на вкус. В малых дозах корень может служить в качестве эффективного болеутоляющего. В больших дозах он крайне ядовитый, вызывает полный паралич мышц, и смерть от удушья наступает через несколько часов. Жертва остается в сознании до самого конца, но неспособна двигаться.
Волдырник – не слишком крупное растение с бледными или темными зелеными листьями в виде трилистника. Прикосновение к листьям вызывает мгновенную и крайне неприятную сыпь. Впрочем, от растения есть и польза – листья, накладываемые на раны от такан’дарского клинка, могут замедлить распространение смертельного яда.
Змейная гниль – яд, который получают из большого бобового растения, носящего то же самое имя. Яд смертельный – даже одной капли достаточно, чтобы убить взрослого человека. Смерть обычно наступает в течение часа, в зависимости от дозы. Жертву клонит в сон, через некоторое время она теряет сознание, будто засыпает.
Козлятник - многолетнее травянистое растение, с широкими листьями и колоколообразными цветками бледно кремового, темно-фиолетового или голубого цвета. Если обернуть сломанную часть руки или ноги полотенцами, пропитанными отваром голубых козлятников (но именно голубых), то кость срастается быстрее и крепче. Полотенца следует менять каждый раз, когда они начинают остывать, в течение дня.
Костовяз – похожее по назначению на козлятник, это высокое растение имеет множество белых цветков на вершине. Принимается внутрь при переломах, ускоряет срастание костей, особенно эффективно, если применять вместе с голубым козлятником.
Синий корень – высокое растение с крошечными, грубыми копьевидными цветками насыщенного голубого цвета. Растет в засушливых местах. Помогает избавиться от тошноты.
Сердцелист – корень этого растения помогает восстановить потерянную кровь.
Сердечник – небольшое растение, которое встречается преимущественно в центральных регионах Западных Земель. В большинстве своем применяется для предотвращения беременности. Женщина должна выпить чай, заваренный сердечником, непосредственно перед половым актом.
Собачий лист – помогает в заживлении ран.
Цепной лист – растение с множеством бледно-фиолетовых цветков с желтым центром. Чай, заваренный из цепного листа, помогает избавиться от тошноты.
*Список будет дополняться
Языки и письменность
Как ни странно, даже в таких разрозненных территориях, как Западные Земли, люди более-менее сохранили единый язык. Тому есть довольно простое объяснение: в Эпоху Легенд мир был полностью объединен в одно государство, которое правили Айз Седай из Зала Слуг в городе Паарен Дизен. Это, конечно же, означало, что люди и даже огир, населяющие тогдашний мир, говорили на одном языке, том, который сейчас называют Древним Наречием. Во время Разлома Мира люди отчаянно цеплялись за каждый клочок цивилизации, в особенности книги и рукописи, поэтому Древнее Наречие осталось языком выживших народов, и использовалось вплоть до Войны Ста Лет. Однако еще во времена Союза Десяти Государств появилась сильно упрощенная версия Древнего Наречия, которую в те времена считали вульгарным языком для невежд. Ко времени правления Артура Ястребиное Крыло он полностью заменил Древнее Наречие.
Новое Наречие
Новое Наречие очень простое по сравнению с Древним. В особенности это касается письменности. Многие слова имеют только одно значение, что заметно упрощает понятие языка. У Нового Наречия также заметно упрощенная структура предложений, и опять же в отличие от Древнего Наречия, слова очень редко сливаются в одно.
В то время как все народы Западных Земель говорят на Новом Наречии, у большинства есть собственные диалекты и речевые образцы. Как пример, иллианцы иногда не спрягают глаголы и могут менять порядок слов в предложениях, а кайриэнцы говорят резким акцентом, обрывают окончания слов, и не до конца выговаривают звук «Р», делая его мягким горловым звуком. Разницы между отдельными народами не настолько большие, чтобы представитель одной страны не мог понимать другие народы, однако временами все же возникают некоторые сложности в восприятии.
Древнее Наречие
Несмотря на то, что Древнее Наречие было почти полностью замещено Новым, оно продолжает играть немаловажную роль в жизни жителей мира. Его знают очень многие ученые-исследователи, практически все Айз Седай и огир, и даже некоторые представители знати. В теории вся знать должна уметь говорить на Древнем Наречии, однако в реальности большинство знает лишь несколько общих слов и фраз. У многих мест и важных понятий все еще есть названия, имеющие корни в Древнем Наречии. Кариатонский Цикл, который также называют Пророчествами о Драконе, полностью написан на Древнем Наречии.
По сравнению с Новым Наречием, Древнее крайне сложное для восприятия. Главной трудностью для изучающих его является то, что очень многие слова на Древнем Наречии имеют два, а то и несколько переводов, и у одной фразы могут быть несколько переводов в зависимости от контекста. Также стоит отметить, что письменность Древнего Наречия гораздо сложнее Нового, хоть образованные люди вполне способны читать и даже писать на Древнем Наречии.
А
аан: один
авен: зов
авенде: дерево
аин: быть, есть
айз: всех
аийл: 1. преданный; 2. посвященный
айэнд: павший в бою (множ. число айэнд'ан)
айэнде: 1. свобода; 2. освобождение
айя: неформальная или временная группа людей, собравшихся с единой целью или из-за похожих убеждений
акей: ласточка
алантин: брат (в смысле очень близкого друга)
алгаи: бойцы
алин: запад
алгод: хлопок
аллейн: мужчина
аллен: холм
алленде: вперед
аман: дракон
андэ: душа
ансоэн: лож, вымысел, выдумки
ара: потерянный
аса: ты
асо: оно
ата: человек; особь; личность
ашан: мечБ
белал: завистливый
бэйджен: атака
бэккар: кровьВ
вадин: стержень, пруток; барьер
вал: страж
валдар: защитник, попечитель
ваншо: строитель
врон: наблюдатель; сторож
вэрэн: связанный с; привязанный кГ
га: is
гаи: бой
гаванэ: что; довод
гар: кинжалД
да: тот, кто является (...)
даесс: великий
дагайн: страх
даи: бой
дайшар: слава
дал: чаша
дам: привязь
дар: сестра; проходить
дареис: копье
дал: чаша
дазар: орел
де: солнце
Девениеве: Величество
дейн: шанс
дер: опытный; тот, кто овладел каким-то искусством
джин: низина; равнина
диб: ветер
дин: брат или братья
дивал: свет
до: окончено
домешита: согревает
доморакоши: язык (не орган), речь
донде: ездить верхом
доон: черный
дор: красный
доре: танцовщица
довиенья: удача, везение
довие'анди: игровые кости
дрин: солдаты
дуаде: вода
дуенте: держать, содержать в себе
дэймар: игра
дэсия: десятьИ
имсоэн: правда
ир: парить; витать
иро: мы
исаин: есть, быть
исаинде: не есть, не быть
иша: предатель, изменникК
ка: делать
кэб: свободный
каба: лошадь
кабадрин: кавалерия
кадин: одежда
кайр: золотой
кайсэн: старый
кал: красный
калихние: добро пожаловать
кар: вождь (множ. число карн)
карентин: стоить
карнеира: первый
кисэрай: слава
киэрто: непоколебимый
кова: владелец
ковалэ: собственность
кодоме: здесь
кон: знамя, знак, символ
консион: призыв
кор: ночь
коренне: возвращение
куе: сердце (орган)
кур: ловушкаЛ
ла: дочь
логот: засада; место, где можно затаится
лос: (глаг.) устремляться вперед, идти вперед
лиет: идтиМ
магиин: ромашка
мачин: темный
махди: искатель
май: дева, девушка
мандарб: клинок
манет: дом
маншима: меч
марат: тот, кто должен быть (...)
мах: тот, кто (...)
маши: любовь
машиара: 1. любимый; 2. потерянная любовь
маэль: надежда
ми: моя
миа: мой
миэйр: море, океан
могидин: паук
морат: дрессировщик, укротитель
мордеро: смерть
моридин: могила; гробница; склеп.
Моридин: Могила (т.е. Смерть)
мосиев: нисходящий, опущенный вниз; сниженный
муад: нога, стопа
муагде: мясоН
най: нож
ниэнде: потерянный
нинто: твой
нинтэ: твоя
но: меня
носэйн: говоритьО
осэн: восток
П
парвин: рог
Р
рахиэн: заря, рассвет
радиэм: подготовиться; готовиться
Ри: КорольС
саи: сила
саг: время
сам: разрушитель, уничтожитель
сар: она
сара: танец
седай: слуга
сей: глаз, глаза
сейя: глаза
син: 1. он; 2. последний
сисвай: копье
со: 1. высота; 2. небо
сор: работающий
сора: жизнь
сорда: крыса
сорей: те, кто идут впереди
совин: руки
совия: другой
соэ: говорящий
сувра: разум
су: приставка членов королевского семейства, обозначающая: сын/мужчина в королевской династии (...)
сур: приставка членов королевского семейства, обозначающая: дочь/женщина в королевской династии (...)
сурса: палочки для еды
сэрен: упрямыйТ
та: судьба
таал: камень
тай: настоящий, истинный
тар: башня
тармон: последний
тел: мир
т'мат: помидор
то: обязанность, долг
товия: кидать игровые кости
тсанг: презираемый
тсодрелле: слезы
тсоров: шторм; буря (множ. число тсоров'ан)
туа: путешествовать, скитаться
тэйр: прямой; поднятыйФ
фар: обозначает принадлежность во множ. числе
фейя: правда
фир: ночь
фэйли: ястребХ
хайлен: предвестник
хама: гора
хар: рука (множ. число харан)
хей: всегда
хэйл: лидерЧ
ча: коготь
чалинда: милая девушкаШ
шадар: тень
шаин: мир, покой
шайдар: темный
шамбаян: камергер
шан: лорд
шар: кровь
шатаян: хозяйка дома
шен: отряд, группа, банда
шин: ветерЭ
э: и
эйта: щит
эллис: роза
эра: голубой
Огирское Наречие
У огир тоже есть собственный язык, однако они крайне редко пользуются им в компании чужаков. Все огир в совершенстве владеют Новым Наречием, и общаются с людьми исключительно на нем. Огирское Наречие предназначено для общения внутри стеддингов.
Первое, что над отметить, это звучание огирского языка, легко узнаваемое по схожести с красивым пением хора птиц вперемешку с шепотом ветерка. Люди в принципе неспособны воспроизводить звуки, характерные для Огирского Наречия.
Письменность огир также заметно отличается от людской, и на первый взгляд похожа на набор замысловатых рисунков цветов, листьев и лоз, плавно переливающихся от буквы к букве. На самом деле каждый из этих рисунков соответствует различным звукам, и принцип, по которому построен "рисунок", имеет значение для огир. Людей, которые могли бы читать огирский, практически нельзя найти, и даже те, кто это умеет, вряд ли смогут долго обходиться без помощи огир.
Троллоково Наречие
Большинство троллоков неспособны выговаривать слова на Новом или Древнем Наречии, однако у них образовался собственный язык, на котором они в основном и общаются. Впрочем, редкие особи все же способны говорить на людском языке, хоть понять их бывает очень трудно.
В целом, Троллоково Наречие состоит из гортанных звуков, напоминающих шипение, брюзжание, рычание и прочие животные звуки. В разных кланах со временем образовались диалекты, которые в основном различаются по типу издаваемых звуков, которые зависит от того, элементы какого животного преобладают в конкретном троллоке.
У троллоков даже есть собственная письменность, которым, впрочем, они практически не пользуются. На вид это угловатые руны, которые троллоки рисуют на стенах того места, где был их очередной набег. Их также можно увидеть в Путях, на путеводных камнях.
Выражения, ругань
Свет! - одно из самых часто употребляемых восклицаний, выражающее удивление, испуг или раздражение. Вообще, Свет используется во множестве фраз с разными значениями.
Испепели Свет мою душу! - по смыслу аналогично предыдущему.
Да благословит вас Свет - пожелание всех благ.
Пусть Свет сияет вам вечно! - по смыслу аналогично предыдущему.
Да осияет Свет его (её) душу, и да обретет он (она) прибежище в руке Создателя до тех пор, пока не будет рожден(а) вновь - этими словами обычно поминают усопшего.
Поглоти тебя(его/её) Свет! - проклятие, нередко можно услышать в странах центральных земель, в Андоре, Гэалдане, Амадиции и Муранди.
Огирская клятва - огир известны своей честностью, и они никогда не нарушают своих клятв, поэтому люди называют свои клятвы огирскими, когда хотят обозначить, что ни за что не собираются нарушить её.
Ослепленный Светом дурак - так называет излишне праведных (на взгляд говорящего) людей.
Шерстеголовый - одно из частых ругательств, употребляемых женщинами по отношению к мужчинам. Означает, что он либо тугодум, либо невероятно упрямый.
Ветер в ведре - пустословие, слух. Чаще всего говорит о том, что слух этот вероятно необоснованный.
Везение самого Темного - используется, дабы обозначить невероятную удачливость, особенно в играх. Тот, кто сказал фразу, обычно подразумевает, что игрок вероятно мухлевал.
Кровь и пепел! - одно из самых распространенных ругательств, обозначающих крайнее недовольство, раздражение или злость. Иногда говорят "Кровь и треклятый пепел!", дабы еще больше усилить выражение.
Танцевать с Темным - предпринимать серьезный, неоправданный риск.
Повидавший волка - кайриэнское выражение, обозначающее человека, которому доводилось участвовать в военных действиях.
В Тире снег пойдет, прежде чем... - обозначает очень малую вероятность того или иного события. Тир, как известно, расположен на самом юге континента, и снег там никогда не выпадает, отсюда и выражение.
Косяк щук-серебрянок - тайренское выражение, обозначающее кучу маленьких проблем, которые вместе создают большую. Щука-серебрянка - небольшая злобная рыба с острыми зубами, которая живет в косяках в Пальцах Дракона. У тайренов есть множество поговорок, в которых фигурирует щука-серебрянка, обычно в качестве какой-то беды.
Обнимем смерть - характерное для Порубежников выражение, говорится перед боем, из которого мало шансов выйти живым.
Меры и денежное обращение
Длина
10 дюймов = 1 фут
3 фута = 1 шаг
2 шага = 1 спан
1000 спанов = 1 миля
4 мили = 1 лига
Вес
10 унций = 1 фунт
10 фунтов = 1 стоун
10 стоунов = 1 центнер
10 центнеров = 1 тонна
Время
1 день = 24 часа
1 неделя = 10 дней
1 месяц = 28 дней
1 год = 13 месяцев
Денежное обращение
Стоимость той или иной монеты определяется содержанием дорогих металлов, которое может различаться по государствам. В Тар Валоне и Андоре самые тяжелые монеты, и следующая шкала основывается на них:
10 медных пенни = 1 серебряный пенни
10 серебряных пенни = 1 серебряная марка
10 серебряных марок = 1 серебряная крона
10 серебряных крон = 1 золотая марка
10 золотых марок = 1 золотая крона
Цены одного и того же товара могут различаться (иногда - существенно) в разных местах, в зависимости от редкости этого конкретного товара и спроса на него. Например, салдэйский ледяной перец стоит не слишком много в самой Салдэйе, но приобретает огромные цены в Иллиане и Тире. Впрочем, можно подвести более-менее усредненные цены для самых бытовых товаров:
Еда, скот
Товар
Цена
Буханка хлеба
2 медных пенни
Пшеница (1 фунт)
1 медный пенни
Мука (1 фунт)
2 медных пенни
Соль (1 фунт)
5 серебряных марок
Табак (1 фунт)
2 золотые кроны
Экзотические специи (1 фунт)
1 серебряная крона и 5 серебряных марок
Чайные листья (1 фунт)
2 серебряных пенни
Ледяной перец (1 фунт)
5 серебряных марок
Курица
2 медных пенни
Коза
1 серебряная марка
Овца
2 серебряные марки
Свинья
3 серебряные марки
Корова
1 серебряная крона
Корова
1 серебряная крона
Вол
1 серебряных кроны и 5 серебряных марок
Собака
2 серебряные кроны и 5 серебряных марок
Оружие
Товар
Цена
Нож
1 серебряная марка
Кинжал
2 серебряные марки
Легкая булава
5 серебряных марок
Тяжелая булава
1 серебряных крон и 2 серебряные марки
Булава с шипами
8 серебряных марок
Серп
6 серебряных марок
Одноручный топор
6 серебряных марок
Легкое копье
6 серебряных марок
Тяжелое копье
1 серебряная крона
Короткий меч
1 серебряная крона
Одноручный длинный меч
1 серебряная крона и 5 серебряных марок
Полутораручный меч
2 серебряные кроны
Двуручный меч
2 серебряных кроны и 5 серебряных марок
Мечелом
2 серебряных кроны и 5 серебряных марок
Кнут
1 серебряная марка
Короткий лук
3 серебряные кроны
Длинный лук
7 серебряных крон и 5 серебряных марок
Двуреченский длинный лук (редкий товар)
1 золотая марка
Стрела
1 серебряная марка
Легкий арбалет
3 серебряных кроны и 5 серебряных марок
Тяжелый арбалет
5 серебряных крон
Арбалетный болт
1 серебряная марка
Броня и щиты
Стеганый доспех
5 серебряных марок
Кожаный доспех
1 серебряная крона
Подбитый кожаный доспех
2 серебряные кроны и 5 серебряных марок
Кольчуга
10 золотых крон
Полная кольчужная броня
15 золотых крон
Нагрудник
20 золотых крон
Кольчато-пластинчатый доспех
60 золотых крон
Латный доспех
150 золотых крон
Маленький деревянный щит
3 серебряные марки
Маленький стальной щит
5 серебряных марок
Большой деревянный щит
7 серебряных марок
Большой стальной щит
2 серебряные кроны
Вооружение
Вооружение в Западных Землях разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд. Некоторые виды оружия пользуются гораздо большей популярностью в определенных странах, нежели в других. Есть типы вооружения, мастеров которых можно найти лишь в определенных странах.
[float=left][/float]Широко используется клинковое оружие - мечи, кинжалы, ножи.
Мечи, в целом, бывают разного вида. Чаще всего встречаются обоюдоострые и широкие клинки. С такими зачастую можно увидеть простонародье, в особенности телохранителей и стражей торговых караванов, и простых городских обывателей и уличных бандитов. Чаще всего это мечи-полуторники, которые можно держать как одной рукой, так и двумя.
Меч, который встречается гораздо реже и обычно только у Мастеров Клинка, имеет слегка изогнутый клинок с одним лезвием и крестообразной гардой. Основополагающим такого оружия стали мечи, созданные с помощью Единой Силы еще в Эпохе Легенд - в мире можно найти от силы сотню таких клинков, и они очень ценятся. Некоторые из них имеют знак цапли, который обозначает Мастера Клинка. Такие мечи обычно длиной до 110 см (из этого длина самого клинка - 80-82 см) и весом до 0.7 кг.
Салдэйцы используют полуторные (иногда двуручные) мечи с волнообразным лезвием. Чаще всего имеют изгибы лишь на две трети своей длины от гарды — конец клинка оставляют прямым и он служит для нанесения как рубящих, так и колющих ударов. Рубящие удары таким мечом способны нанести гораздо больше урона, так как уменьшается площадь контакта с целью. Однако главным преимуществом салдэйских мечей является то, что они оставляют рваные раны - такие раны практически не заживают.
Алтарцы пользуются весьма уникальным видом меча с узким клинком и одним лезвием. Это длинные одноручные мечи, преимущественно предназначенные для колющих ударов, со сложной, обычно корзинчатой гардой, предназначенной для защиты руки. Следует заметить, что такие мечи слишком легкие для нанесения рубящих ударов. Ими в основном пользуется аристократия. Простонародье же чаще пользуется кинжалами.
Тяжелые двуручные мечи встречаются редко, но ими пользуется шайнарская армия.
Городская стража в основном вооружена алебардами, дубинками или одноручными мечами. Дубинки особенно популярны, так как при задержке преступников обычно стараются не убивать, коли есть такая возможность.
Жители деревень чаще всего обучают своих отпрысков применению шестов для того, чтобы отбиваться от возможных нападающих. Шесты это обычно от шести до девяти футов ростом. В Тире шесты делаются из бамбука.
Помимо этого, жителей маленьких поселений нередко можно увидеть с пращами, которыми обычно убивают мелкую дичь. В качестве снарядов для пращи используют простые камни.
[float=right][/float]Ловцы воров вооружены дубинами или шестами (иногда с железным наконечником) и мечеловами. Последнее представляет собой длинный и широкий нож с глубокими зазубринами. Используется оно для того, чтобы ловить клинковое оружие противника зазубринами и резким движением кисти выбывать его из рук противника, а иногда даже ломать клинок. Кроме этого ловцы воров иногда вооружаются короткими мечами.
Популярны метательные ножи, однако подобное оружие всегда делается на заказ. Если нож не сбалансирован так, чтобы вращение было ровным и вокруг центра, то в метании не будет особого смысла. Многие прячут ножи в специальных "карманах" в рукавах, или же в голенище сапога. Следует отметить, что в целом оружие это весьма непрактичное, и в настоящем бою толку от него будет весьма мало, так как точное попадание зависит не только от мастерства, но и от расстояния до цели и везения. Во время схватки сложно делать точные расчеты, нужные для эффективного применения такого оружия.
[float=left][/float]Луки используются повсеместно. В большинстве стран, но особенно в Порубежье это короткие луки, из которых можно стрелять верхом. Длинные луки можно найти в единственном месте во всех Западных Землях - в Двуречье.
О двуреченских длинных луках мало кто знает за пределами этого региона. Они примерно до двух метров высотой и сделаны из черного тиса, который растет исключительно в Двуречье. Именно эти переплетающиеся волокна позволяют создавать луки удивительной силы, недоступной лукам из обычной древесины. Из такого лука можно стрелять на самые длинные расстояния (до 200 метров, иногда больше), но натянуть двуреченский длинный лук крайне сложно. Натягивать тетиву можно как к груди (для большей силы выстрела), так и до щеки (для более высокой точности). Для таких луков используют в основном большеголовые наконечники. Друвеченцы используют эти луки для охоты - конфликты в изолированном от прочего мира регионе бывают крайне редко.
Вы здесь » Колесо Времени: Пути Узора » Библиотека » Быт в Западных Землях